Новости

Реформа автошкол: первые итоги

Реформа российских автошкол, с начала которой 12 августа исполнился ровно год, успела продемонстрировать свои позитивные и негативные стороны.


Читать далее
Юмор

На заметку автомобилистам

Для того, чтобы провести самую полную и всеобъемлющую диагностику вашего автомобиля совершенно бесплатно,


Читать далее
Расширенный поиск

Сцепление

Такой автомобильный агрегат как сцепление предназначен для обеспечения плавного прекращения связи коробки передач и коленвала двигателя, а затем такого же плавного восстановления соединения. Это действие требуется производить при трогании с места, переключении передачи, а также в некоторых других случаях.

Наиболее распространенной разновидностью этого агрегата является однодисковое сцепление фрикционного типа. Кроме основного механизма оно содержит привод выключения сцепления. Этот привод крепится на одной из стационарных не вращающихся деталях автомобиля, прочно закрепленных на раме кузова или на самом кузове, тогда как основной механизм базируется на маховике двигателя.

Рисунок 1. Схема фрикционного сцепления

На рисунке 1 представлена схема фрикционного сцепления. Здесь ведомый диск 2 установлен на ведущем валу 8, а подпружиненный нажимной диск 3 жестко прикреплен к кожуху маховика двигателя 1. При помощи шарниров с нажимным диском соединены отжимные рычаги 11, также закрепленные на кожухе сцепления.

Маховик двигателя

Выключение сцепления производится при помощи педали, которая посредством вилки и тяги взаимодействует с муфтой и выжимным подшипником, находящимися в контакте с концами рычагов выключения. В обычном состоянии (педаль не нажата) пружины плотно зажимают ведомый диск между маховиком и нажимным диском. Это включенное состояние, позволяющее маховику двигателя за счет сил трения передавать крутящий момент на ведомый диск, а через него и на вал коробки передач. Нажатие педали сцепления приводит к повороту вилки, запускающей механизм отодвигания нажимного диска от ведомого. Ведомый диск перестает прижиматься к маховику, и связь коробки передач с двигателем временно прекращается.

Приводы сцепления

В современных отечественных грузовых автомобилях реализован преимущественно механический привод управления выключением сцепления. Его конструкция проста и удобна. Так, в автомобиле ЗИЛ-130 (рисунок 2) педаль привода сцепления 1 закреплена на валу 5. Тяга 6 связывает вал с рычагом 7, а также вилкой 3, которая выключает сцепление. В такой схеме нажатие на педаль приводит во взаимодействие все детали привода управления сцеплением, в результате чего происходит его выключение. В процессе отпускания педали возвратная пружина 4 инициирует обратный процесс, возвращая все элементы в исходное состояние и включая сцепление.

Рисунок 2. Привод выключения сцепления автомобилей

Гидравлический привод

Существует также гидравлический привод управления сцеплением. Конструктивно он сложнее механического, но помогает более плавно работать всей системе. К тому же, гидравлическая схема допускает более свободное расположение педали относительно основной части механизма.

Другую сложность использования механического привода сцепления на крупногабаритных автомобилях - необходимость прикладывать большое усилие к педали - решают при помощи пневматического усилителя. В этом случае нажатием педали жидкость главного цилиндра передает давление на гидропоршень и следящий поршень усилителя. Следящий поршень перекрывает выпускной клапан, а впускной, напротив, открывает, из-за чего сжатый воздух перемещается в полость пневмопоршня, который оказывает дополнительное давление на шток управления сцеплением. Таким образом, пневматическая система берет на себя часть работы по перемещению управляющей вилки. Ослабляя давление на педаль, водитель снижает давление в главном цилиндре гидропривода, выпускной клапан открывается, и сжатый воздух уходит в атмосферу.

Значительная сила трения, существующая между маховиком, а также ведомым и нажимным дисками, позволяет этим деталям вращаться вместе так, словно они составляют единое целое. Так происходит во время движения или стоянки автомобиля, если водитель не трогает педаль. Трогание с места в такой ситуации представляется непростой задачей, ведь предстоит соединить неподвижный вал ведущих колес с достаточно быстро вращающимся маховиком. По этой причине педалью сцепления на этапе его включения пользуются достаточно быстро, но плавно. Сначала ее отпускают совсем немного, чтобы ведомый диск лишь коснулся маховика. От этого взаимодействия диск начнет понемногу раскручиваться - автомобиль медленно тронется с места. В таком положении педаль удерживают 2-3 секунды, чтобы скорость вращения диска сравнялась или хотя бы приблизилась к скорости вращения маховика. В течение этого времени автомобиль разгоняется. Когда скорости вращения деталей сравняются, педаль можно отпускать полностью.

Если на первом этапе резко снять ногу с педали сцепления, то автомобиль рывком двинется вперед, после чего заглохнет. Не исключено, что не обойдётся без поломки, так как происходит резкая перегрузка сразу всех элементов.

Чтобы выключить сцепление, водитель нажимает на педаль, давление на диски ослабевает и на них перестает передаваться крутящий момент от маховика. В этом случае нет необходимости выдерживать паузу, достаточно лишь, чтобы движение не было слишком резким.

Возможные неисправности

Когда сцепление невозможно выключить полностью, говорят, что его "ведет". Такое поведение механизма может быть вызвано избыточным свободным ходом педали, поломкой одной или нескольких пружин, короблением ведущего диска или перекосом нажимного подшипника. В ходе устранения неисправности заменяют вышедшие из строя детали, регулируют свободный ход педали либо выпускают из гидропривода попавший туда воздух.

"Пробуксовка" сцепления, когда она не включается полностью, может быть вызвана слишком малым свободным ходом рычага педали, поломкой одной или нескольких пружин, поломкой накладок ведомого диска или их замасливанием. В ходе устранения этой неисправности производят замену вышедших из строя деталей, регулируют свободный ход педали либо промывают диски и другие элементы, обеспечивающие высокую силу трения.

Чересчур резкое включение сцепления может происходить вследствие повреждений, задиров рабочей поверхности дисков или маховика, заедающего привода или постепенного разрушения фрикционных накладок, расположенных на ведомом диске. В ходе устранения неисправности диски шлифуют или заменяют на новые либо производят замену других вышедших из строя элементов механизма.

Главный или рабочий цилиндр гидравлического привода управления сцеплением могут быть повреждены и протекать, случаются также утечка тормозной жидкости из соединительных трубок. Для устранения этой неисправности определяют точное место утечки и заменяют прохудившийся элемент. После ремонта из системы гидропривода удаляют воздух.

Особенности эксплуатации

В процессе эксплуатации автомобиля с гидравлическим приводом управления сцеплением следует регулярно проверять уровень жидкости в питающем систему бачке. При его снижении доливают тормозную жидкость до нормального уровня. Полная потеря жидкости приводит к невозможности выключения сцепления. Значительное снижение уровня тормозной жидкости приводит к затруднениям при переключении передач (требуется большое усилие или передача не включается вообще). К тому же, появляется такой неприятный эффект, как самопроизвольное движение после того, как первую передачу хоть и с трудом, но удается включить. Происходит это из-за невозможности полностью отделить диски от маховика: некоторая степень контакта сохраняется, и крутящий момент частично передается на колеса автомобиля.

Другая особенность эксплуатации автомобильной трансмиссии - постоянные высокие нагрузки на боковые поверхности ведомого диска. Эта деталь, хотя и защищена в некоторой степени фрикционными накладками, но активно изнашивается в ходе трения о железные маховик двигателя и нажимной диск. Это неизбежный процесс, приводящий к тому, что ведомый диск приходится менять довольно часто. Износ этой расходной детали обнаруживается довольно просто: однажды вам просто не удастся тронуться с места, хотя последовательность действий будет выполнена верно. Просто накладки ведомого диска, помогающие ему не проскальзывать между маховиком и нажимным диском, сотрутся до минимума, перестав обеспечивать достаточную силу трения. К счастью, проблема эта почти никогда не возникает внезапно. Сильно изношенный ведомый диск начинает предупреждать владельца о необходимости замены еще задолго до критического момента: появляются редкие пробуксовки сцепления, которые постепенно учащаются. Сначала эти признаки появляются на высоких оборотах четвертой передачи, со временем "спускаясь" все ниже. Таким образом, заменив ведомый диск при первых проявлениях большого износа, можно избежать аварийной ситуации.

Скорость износа ведомого диска может быть очень разной, она зависит от характеристик автомобиля и стиля езды водителя. При аккуратном вождении и использовании системы сцепления деталь способна не напоминать о себе на протяжении 80-100 тысяч километров. Конечно, неаккуратный или просто неопытный водитель раньше узнает о необходимости замены диска. Степень износа легко определить, резко увеличив обороты двигателя при езде на четвертой передаче. При полной исправности это действие повлечет резкий разгон. Если же обороты увеличиваются, а скорость нет, то ведомый диск уже значительно изношен. Об этом же скажет характерный запах перегретых фрикционных накладок.

При нажатии на педаль сцепления можно услышать также шелестящий звук, свидетельствующий об износе выжимного подшипника. Эта и другие детали системы управления сцеплением приходят в негодность сравнительно быстро у водителей, придерживающихся агрессивного стиля вождения. Не любят элементы механизма и долгого удержания педали в нажатом состоянии, что также сокращает срок их службы.

 

Так же читайте:

Принцип работы бензинового двигателя

Устройство автоматической коробки передач

Техническое устройство автомобиля

longlife iii 5w 30 longlife 3 5w30

А

Понравилось? Расскажи друзьям